Крамп зародился в южных кварталах Лос-Анджелеса. Krump – это своего рода аббревиатура со следующей расшифровкой — Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise (Империя абсолютной силы духовной похвалы). Само слово «krump» часто используют для описания мощных и крушащих землю танцевальных шагов: именно так и звучит «KRUMP!». Этот уникальный, не имеющий аналогов танец развился из движений танцующих клоунов, организованного знаменитым Клоуном Томми. К сегодняшнему дню крампинг, полностью отделившийся от танцевания клоунов, представляет собой полноценный вид танцевального искусства с множеством стилей и, вопреки расхожему убеждению, не подразумевает использование клоунского грима. Многие стили крампинга мрачны и агрессивны. Крампинг создавался, чтобы танцоры могли выразить гнев или выбросить сдерживаемые эмоции посредством неистовых, гиперболизированных и драматичных движений. Однако к сегодняшнему дню крампинг обзавелся также более спокойными, позитивными и ироничными стилями (например, Goofy style). И все же любой из стилей крампинга подразумевает наличие физического контакта между танцорами, напоминающего неискушенному зрителю драку, и работу с весом партнера.

    Основой клоунского стиля были — насыщенные яркостью костюмы и грим, громкая ритмичная музыка и своеобразные импульсивные движения. В скором времени основным в танце были уже не яркость костюмов и грима, а ярость и агрессия в движениях. Танцор стремился драматично и с некой жестокостью выбросить накопившиеся «темные» эмоции, которые неизбежно собираются внутри в процессе ежедневной борьбы с враждебным внешним миром. Темп клоунского танца ускоряется, и он становится похож на быстрый транс, в котором танцоры выплескивали наружу всю ярость, накопившуюся внутри.

    В силу своей эмоциональной самобытности крампинг довольно сложен технически и основывается на совершенном исполнении изолированных движений, трясок, сбросов и наклонов позвоночника.

    Отчасти крампинг - подтверждение мысли о том, что новое - это хорошо забытое старое. Он не представляет собой полностью новый танец, а частично связан с давно известным хип-хопом. Возрождается в нем и такое хип-хоп-явление, как битва двух команд, после которой зрители выбирают лучшую. Состязаться любят и бибои, но не стоит путать с ними крамперов. Во многом элементы крампинга взяты из танцев, которые его создатель Томас Джонсон видел вокруг себя в Лос-Анджелесе, будь то так называемый «G-dance» или подвиды брейкданса. Но в крампинге есть собственные «фишки»: например, большее взаимодействие танцоров друг с другом и работа с весом партнера. Так что главное достижение Джонсона не в том, что он объединил в один танец движения и техники из разных направлений, а в том, что сумел сделать результат ярким и запоминающимся, обладающим своим неповторимым имиджем, танец со «стайлом». И добиться этого ему помогла раскраска лица, превращающая танцоров в клоунов. Томас Джонсон превратился для всех в Клоуна Томми - веселого парня с раскрашенным лицом и шевелюрой всех цветов радуги сразу. Изначально новый танец был лишь составляющей его клоунады, однако скоро появилось много желающих научиться танцевать так же, и в итоге Клоун Томми стал первым преподавателем нового направления. А его совместные выступления с лучшими учениками положили начало танцевальным группам.

    Эта идея пришла в голову Томми (тогда еще Томасу Джонсону) в 1992 году. Почему же тогда крампинг считают чем-то новым и революционным, если он существует уже четырнадцать лет? Причина проста: Америку он тоже завоевал не сразу. Когда Томми выступал один, его танец могли лицезреть только обитатели Лос-Анджелеса. Позже, когда у него появились ученики и стали образовываться группы, танец начал распространяться по всей Калифорнии. Но без информационной поддержки это был максимум, на который можно было рассчитывать. И тут вмешался Дэвид Лашапель (известный, например, своими фотографиями для журнала Rolling Stone). Режиссируя клип Кристины Агилеры «Dirrty», он познакомился с танцорами и загорелся крампингом. В результате была снята 24-минутная документальная лента «Krumped» (2004). Многих ее зрителей, до этого ничего знавших об этом танце, увиденное просто поразило. Вот достаточно типичная реакция: «Когда перед началом фильма на экране появилась надпись, что ни один из фрагментов не показывается в ускоренном виде, это показалось забавным. Но когда я увидел сам танец, я был удивлен, - как может кто-то двигаться так быстро?».

    Впрочем, не все пребывают в восхищении от «Krumped». Есть мнение, что это связано с проблемой расизма, - мол, вид успешных и радующихся жизни чернокожих танцоров раздражает часть белого населения Америки. Как бы то ни было, после работы Лашапеля крампинг был выведен на качественно новый уровень. Нельзя сказать, что о нем узнали все, но теперь в любой точке мира можно было увидеть, что же такое возникло в Лос-Анджелесе. Успех был закреплен годом позже, когда Лашапель снял еще один фильм, «Rize». Как и «Krumped», он представляет собой документальную картину, но, в отличие от предшественника, полнометражную. Конечно, документальный фильм - это не летний блокбастер, поэтому «Rize» тоже увидело не очень большое количество человек. Но этого хватило, чтобы запустить снежный ком интереса к крампингу, который теперь только разрастает. Увидеть новый танец смогли все, когда танцоры стали появляться в клипах на песни популярнейших музыкантов. Мисси Эллиотт «I'm Ready», Black Eyed Peas «Hey Mama», Chemical Brothers «Galvanize», - список можно продолжать. А с недавних пор популяризацией крампинга занялась и королева поп-музыки Мадонна. Крамперов можно увидеть и в суперхитовом клипе «Hung Up», и в только что появившемся «Sorry». Поговаривают, что крамперы могут составить подтанцовку на новых концертах поп-дивы. Что может быть масштабней? Только фильмы (и уже художественные, а не документальные). Они не заставили себя ждать: крампинг есть и в фильме «Будь круче» (2005) с Джоном Траволтой и Умой Турман, и в выходящем на днях в российский прокат «Свидании». При таком интересе перспективы открываются самые радужные.

    Как это обычно и бывает с развивающимися явлениями, крампинг перестал быть одинаковым для всех, и возникли различные стили исполнения крампинга. Большинство из них выглядят агрессивно и могут даже включать жесткий физический контакт танцоров: Томас Джонсон вырос в далеко не самом благополучном районе города, и в танце видел способ разрядиться и выплеснуть агрессию, не ввязываясь в настоящие драки. Однако есть и вполне мирные стили, - в конце концов, девушки тоже хотят танцевать. Существует и еще одно важное разграничение: деление на собственно крампинг и клаунинг. Дело в том, что, когда Клоун Томми стал давать уроки, многими из его первых учеников были дети. Это неудивительно, если вспомнить, что клоуны интересны прежде всего детям. Из-за того, что ученики Клоуна Томми, как и он сам, гримировались под клоунов, движение и стало называться «клаунинг» (clowning). Однако позже картина изменилась: дети из числа первых учеников повзрослели, а танцем заинтересовались и ребята постарше. И было бы правильно называть крампингом именно то, что появилось в этот момент: измененную версию клаунинга, в которой раскраска лица уже почти не использовалась, а танец стал более агрессивным.

    Одним из важных отличий стало и то, что взрослые танцоры хотели двигаться сексуально. Возможно, со временем различий становилось бы все больше, и вместо одного танца возникло бы два. Однако здесь свою роль сыграли те самые музыкальные клипы, которые сделали танец популярным. Поскольку клип - это не познавательная программа, и никаких комментариев к происходящему в нем не дается, люди просто видели разных танцоров с почти одним и тем же набором движений, и стали называть увиденное одним словом. Кроме того, тот же фильм Дэвида Лашапеля «Rize» во многом отражает ранние стадии развития движения, когда четкие различия между клаунингом и крампингом еще не сформировались, что еще больше затруднило понимание людьми разницы. Поэтому сейчас клаунинг тоже называют крампингом, и, похоже, скоро он будет считаться просто одним из крампинг-стилей.

    Возрастающая популярность крампинга привела к тому, что из небольшой тусовки учащихся у клоуна детей появилось крупное и хорошо организованное сообщество. Крамперы объединяются в группы, называющие себя «families» (семьи). В каждой семье есть свой лидер, который представляет ее и помогает новичкам научиться тонкостям танца. Часть лидеров принадлежит к числу первых учеников Клоуна Томми, таких называют Kings of Krump («Короли крампа»). Установить, кто среди множества крамперов достоин большего уважения, помогают танцевальные соревнования, где победителя определяют зрители. Начались они с придуманной Клоуном Томми Battle Zone («Зоны Бэттлов»), но позже возникло и множество других состязаний.

    Техника крампа по-своему своеобразна и красива. Крампер очень быстро двигается, его движения отрывисты, он часто прыгает как - будто бы вступая в драку с неведомым или реальным танцевальным противником. В сюжетности танца заключена таким образом, воображаемая нескончаемая драка как бы постоянная борьба с внешним миром. В крампе нет выверенных и заученных движений, он энергичен и сильно напоминает уличную драку, отличаясь лишь большей стилизованностью движений.

    Элементы крампинга – это и прерывистые выгибания, и стампы (своеобразные движения ногами), и чест-попы (chest pop – ритмичные движение грудной клеткой в разных направлениях), и размахивания руками, и прыжки. Кроме обычных элементов в крампе присутствуют трюковые и другие зрелищные элементы, направленные на то, чтобы произвести сногсшибательный эффект на публике.

    Что происходит сейчас? Крампинг не застыл в лучах славы, он продолжает активно развиваться. Выпускается все больше справочных и обучающих материалов. Расширяясь, он пересекается с другими, более массовыми направлениями (и уже не вызывают удивления крамперы, помогающие бибоям устраивать масштабное соревнование). Крампинг-группы вовсю колесят с выступлениями и мастер-классами. Причем если раньше их поездки ограничивались Америкой, то теперь они стали желанными гостями и в Европе: в ближайших к нам странах уже умеют и хотят танцевать крампинг, более того, крампинг считается там одним из самых модных и стильных танцев.

    Krump – уличный танец, быстрый и отрывистый по технике, агрессивный и яростный по энергетике. Krump — это реальный способ превращения негативных эмоций в позитивные, это выброс энергии в окружающий мир посредством танца.

    Основные принципы: не сдерживай себя – выпусти демонов наружу, не стой на месте и двигайся как можно быстрей!